При подготовке оснований дорог, гидротехнических и других сооружений, т. е. при достаточно большой площади грунта, уплотнение его производят укаткой. Для этой цели применяют катки, которые своими вальцами или колесами на пневматических шинах,, перекатываемыми с небольшой скоростью по поверхности грунта, уплотняют последний под действием веса машины. Отсыпку грунта и его уплотнение следует производить послойно. По конструкции разделяют катки на гладкие, кулачковые и на пневматических шинах. После прохода вальцами или колесами катка грунт получает некоторую остаточную деформацию и плотность его возрастает. На производительность катка оказывает влияние скорость передвижения. Установлено, что первый и два последних прохода катком целесообразно совершать на скорости 1,5—2,5 км/ч, промежуточные проходы, во избежание волнообразования, — на скорости не более 10 км/ч. Гладкие и кулачковые катки буксируют гусеничными тракторами. Катки на пневматических шинах могут быть самоходными, полуприцепными к колесным тягачам и прицепными к гусеничным тракторам. Наибольшая производительность достигается при работе кулачковых катков и катков на пневматических шинах.
Следует, однако, отметить, что кулачковые катки не рекомендуется применять при укатке несвязных грунтов, так как они своими кулачками глубоко (до 0,5 высоты кулачка) разрыхляют поверхностный слой. Приведены типоразмеры этих катков. Кулачковый каток представляет собой полый барабан диаметром 1—2,5 м, к наружной поверхности которого приварены уплотняющие кулачки. Для буксировки катка трактором рама имеет дышло. Со стороны цилиндрической поверхности барабана рама несет на себе зубья, входящие как гребенка в междурядье кулачков барабана. Катки могут иметь один барабан или сдвоенный. Высота кулачков обычно составляет 190—300 мм, у тяжелых катков — 400—600 мм. Среднее соотношение диаметра барабана и высоты кулачков 5—7.
За рубежом при уплотнении грунтов широко используют самоходные, полуприцепные и прицепные катки. Катки на пневматическом ходу получили в последнее время повсеместное применение. Особенно распространены катки с нагрузкой на колесо до 2,5 кН. Кулачковые катки весом 60—180 кН получили наибольшее распространение. Ряд фирм выпускает катки весом 300 кН и больше. В США новинками техники являются самоходные. Кулачковые катки весом до 550 кН с двумя, тремя и четырьмя ведущими вальцами, которые имеют индивидуальный привод от двигателя. В ФРГ изготовляют прицепные кулачковые виброкатки весом 55, 58 и 85 кН. В США для уплотнения грунтов в траншее для трубопровода в тех случаях, когда трасса проходит под усовершенствованным дорожным покрытием, применяют специальный кулачковый каток. Он состоит из двух барабанов, диаметр одного барабана 600 мм, вес каждого из них без балласта 5,25 кН и с балластом 9,10 кН.