Наибольшее распространение имеют три технологические схемы выполнения работ по устройству подземной части зданий, отличающиеся друг от друга размещением средств механизации и характером их движения. При производстве работ по первой технологической схеме средства механизации размещаются на дне котлована, непосредственно у возводимой конструкции; по второй — у бровки котлована и движутся вокруг котлована по его периметру; по третьейтоже у бровки котлована, но движутся лишь по одной его стороне. При возведении зданий сложной конфигурации третья технологическая схема может заменяться подковообразной. Закругление подкрановых путей позволяет при вылете крюка в 20—25 м обеспечить одним краном монтаж всех частей П-образного и других зданий, сложных в плане. При этом радиусы закруглений рельсов принимаются обычно минимальными, что требует обеспечения высокого качества и точности укладки подкрановых путей и тщательной их эксплуатации.
Выбор схем определяется конкретными условиями производства работ и наличным парком строительных машин. Для монтажа подземной части зданий из сборных элементов на ленточных сборных фундаментах может оказаться в ряде случаев эффективной схема, предусматривающая использование в качестве монтажного механизма козлового крана (портального типа). Требуемая величина вылета крюка монтажных кранов, бетоноукладчиков и других машин зависит от выбранной технологической схемы, расположения строительных конструкций в плане, размера базы или ширины колеи машины и допускаемой крутизны откоса котлована или траншеи. Допускаемая крутизна откосов В различных грунтовых условиях по СНиП Ш-Б.1-71 приведена в таблице. Схемы устройства подкрановых путей. Наименьшее допустимое расстояние К по горизонтали от подошвы откоса выемки до ближайших к выемке опор машины приведено по данным СНиП Ш-А.11-70.
Для упрощения расчетов потребного вылета крюка кранов на рисунках приведены номограммы, с помощью которых можно определить допускаемые наименьшие расстояния В от оси вращения колесного и гусеничного или крана на рельсовом ходу до основания откоса котлована или траншеи. На номограммах справа нанесены наклонные линии, характеризующие зависимость величины горизонтально го откоса от глубины траншеи при различной крутизне откоса. Левее отложено минимально допустимое расстояние от бровки котлована (траншеи) до ребра опрокидывания крана или до оси ближайшего к откосу подкранового рельса. Пример пользования номограммой: требуется определить минимально допустимое расстояние от оси вращения крана КС-100 с шириной, колеи 4,5 м до откоса котлована глубиной 2 м, разработанного в песчаном грунте естественной влажности.
По таблице определяем, что допустимая крутизна откоса такого котлована должна быть не менее 1:1. Находим на номограмме по вертикальной шкале точку, соответствующую глубине котлована Н=2 м. Одну ножку циркуля ставим на точку пересечения горизонтальной линии, проходящей через #=2 м, с наклонной прямой, соответствующей крутизне откоса 1:1, а вторую ножку ставим на точку пересечения горизонтали # = 2 м с вертикальной линией, соответствующей ширине колеи крана £ = 4,5 м. Полученный раствор циркуля переносим на нижнюю шкалу номограммы, по которой определяем расстояние от оси вращения крана до основания откоса котлована, равное в рассматриваемом примере 4,7 м. Для определения полной величины вылета крюка крана к полученному значению =4,7 м следует прибавить расстояние от откоса котлована до оси наиболее удаленного элемента.